Нырялка.ру - атлас мест для дайвинга, магазин БУ снаряжения для дайвинга, дайвинг общение. Нырялка.ru - дайвинг доступный каждому!

Наши поездки  Магазины снаряжения  Сервисное обслуживание  Контакты 
  
ДОБАВИТЬ ОПИСАНИЕ
Россия
Филиппины
Норвегия
Украина
Крым
Египет
Турция
Тайланд
ОАЭ
Мальдивы
Израиль

Добавить описание можно заполнив короткую регистрационную форму или введя полученные ранее логин и пароль (в поле справа).  

   

подробнее >>>  

Атлас дайвера > Украина
отмена   просмотреть все   поиск  

'Паспортная' информация
Регион
Название                      
Одесса
Район
Одесса
Дата написания
2010-04-12
Как добраться до места
От города,  Км
0
Направление
Юг
Транспорт на котором можно доехать
Автомобиль
Поезд
Гидрография места
Видимость зимой до,  м
15
Видимость летом до,  м
15
Подводная флора и фауна
Подводные ''достопримечательности''
''Рэки'' на дне
- Румынский транспорт "SULINA".
Спущен на воду в 1939г. Вместимость: 3495 брт. длиной более 120 м. при ширине 18-20м. 29 мая 1942 г. Конвой в составе транспортных судов "SULINA" и "ARDEAL" следовал по маршруту Констанца - Одесса в охранении румынских эсминцев "REGINA MARIA", "MARESTI" и "MARASESTI", а также немецких тральщиков FR-04 и FR-06. В 9 ч. 25 м. конвой был атакован советской подводной лодкой А-3 (командир С. А. Цуриков), которая с 3,5 кабельтовых выпустила две торпеды. В результате попадания торпеды в 9 ч. 55 м. транспорт "SULINA" затонул. Погибло 10 человек. Кораблям охранения спасено 97 человек. На борту "SULINA" находился груз из 4000 тонн овса и 510 тонн пшеницы. Глубина около 22 метров. Возвышение над грунтом 12 метров. В наше время "SULINA" достаточно хорошо обследована. Состояние судна хорошее, есть доступ в некоторые помещения. Сохранилось орудия, установленные для самообороны. Так как судно принадлежало румынской королевской семье, с него были подняты интересные находки с королевским клеймом. Можно сказать, что "SULINA" одно из интересных объектов для погружения на Черном море.

- Транспорт "Брянск".
Бывший грузовой пароход Черноморского государственного морского пароходства. В составе Черноморского флота с 27.07.1941 г. Вместимость: 2823 брт. 21 августа 1941 г. транспорт "Брянск" (капитан К. С. Гороненко) следовал а балласте в Одессу. Охранения транспорт не имел. При подходе к порту был потоплен авиацией противника.Судно лежит на ровном киле. Глубина около 18 метров, возвышение над грунтом 9 метров. Судно неоднократно обследовалось аквалангистами-любителями. Корпус "Брянска", длина которого около 100 метров, в достаточно плачевном состоянии. Надстройка практически полностью разрушена. Хорошо сохранилась винторулевая группа.

- Транспорт "Патагония".
Транспорт П46 - бывший английский пароход "Patagonia". 25.03.1915 г. зачислен в состав Черноморского флота. Водоизмещение: 6011т; Длина: 115,37м; Ширина: 15,88м; Осадка: 8,5м; Мощность механизмов: 410 л.с. 15 сентября 1915 г. транспорты П30 "Императрица Мария", П46 "Патагония" и П61 "Святогор" совершали переход из Одессы в Николаев. Примерно в 6 милях от Одессы, на траверзе деревни Дофиновка транспорт П46 "Патагония" был торпедирован германской подводной лодкой UB-7 (командир Вернер). В результате попадания торпеды в корме с правого борта под грот-мачтой образовалась пробоина размером 7,4 кв.м. Экипаж был полностью спасен. Вследствие малой глубины на поверхности остались носовая часть, трубы и мачты. Однако попытки спасения судна оказались безрезультатны. Через некоторое время транспорт затонул окончательно. Обнаружена кормовая часть разломившегося судна. Хорошо сохранилась надстройка и винторулевая часть. Глубина 22 метра. Возвышение над грунтом 11 метров.

- Колесный пароход "Дюренштайн".
Принадлежал ВМС Германии. Водоизмещение: 130т. 17 августа 1941 г. советская подводная лодка М-31 в 13 ч. 47 м. 2 торпедами атаковала конвой в 2 милях южнее Большого Фонтана (Одесса). Подводники приписали себе потопление немецкого колесного парохода "Durenstain". Согласно данным, опубликованным в справочнике "Потери противника на черноморском ТВД 1941-1945 гг.", пароход затонул 20 августа 1941 г. намного восточнее, в Керченском проливе, на отмели у южной оконечности косы Чушка. Известно, что в этом месте затоплено около десятка безымянных судов. Вроде все сходится, но есть маленькое "но". Дело в том, что в отчете о проведении водолазного обследования акватории порта Одессы есть упоминание о затопленном объекте с названием "Дюренштайн", с пометкой "по словам свидетелей" (это означает, что водолазного обследования объекта не проводилось). В 1970-х годах николаевский клуб "Садко" совместно с гидрографической службой Черноморского флота обследовал в этом районе небольшой колесный буксир. Вот их описание. Глубина 23 метра. Хотя гидрографы сказали, что буй сброшен в районе 20 метров от цели, оказалось, что груз буя лежит примерно в метре от борта. Начали осматриваться. Оказалось - старый буксир, по самую палубу осевший в грунт. По корме еще виден сектор руля. Над палубой расположены поперек три буксирных дуги. За третьей дугой - остатки надстройки. На надстройке стоят два спаренных штурвала, обросших мелкими мидиями. В 1-1,5 метрах от штурвалов - остатки пароходной трубы. Конец трубы возвышался приблизительно на 6 метров над грунтом. Возможно, данный объект является пароходом "Durenstain".

- Торпедные катера S-1 "Viforuf" (Вифорулф) и S-2 "Vigelia" (Вигелия)
- Торпедные катера типа МТБ, бывшие английские. Куплены Румынией в марте 1940 г. Водоизмещение: 35т; Длина: 21,35м; Ширина: 4,8м; Осадка: 1,45м. Мощность двигателей: 3 мотора по 1350л.с.; Скорость: 40 узлов; Вооружение: 1 13,2-мм пулемет, 2 533-мм торпедных аппарата.
Оба катера погибли 9 ноября 1941 г., по одной версии в результате взрыва транспорта "Ungvar", по другой - на минах. Погибли командиры обоих катеров младшие лейтенанты М. Метц и А. Корнетеану, а также еще один член экипажа. Если придерживаться версии, что катера затонули от подрыва на мине на том же минном поле, что и "Ungvar", то существуют два затопленных объекта на расстоянии 8,3 км и 5,5 км от "архивных" координат, но рядом с "Унгваром". По всей вероятности, они и являются торпедными катерами "Viforul" и "Vigelia".
1-й объект: глубина 20 метров, возвышение над грунтом 1,6 метра. Координаты 46°13.932'N 30°41.885'E.
2-й объект: глубина 17 метров, возвышение над грунтом 1,7 метра. Координаты 46°15.515'N 30°40.613'Е.
Версия о том, что причиной гибели катеров стал взрыв боеприпасов на борту "Ungvar" маловероятна, из-за удаленности их от транспорта.

- Венгерский транспорт "Ungvar"
Вместимость 1030брт. Спущен на воду в 1941г. 9 ноября 1941 г. конвой, в составе которого был транспорт "Ungvar" с грузом (141 тонна бензина в бочках, 916 тонн авиабомб, 469 тонн продовольствия и 306 тонн зенитных боеприпасов) вышел из Сулины в Одессу. Южнее Ильичевска в 08 ч. 30 м. "Ungvar" подорвался на мине. Вместе с судном погибли 6 немецких офицеров и 12 венгерских моряков. Единственный объект, по размерам похожий на "Ungvar", находится в точке 46 З14'N 30 З3 9'E. Глубина 16 метров, возвышение над грунтом 8,5 метра. Объект лежит недалеко от берега. Это дает основание предполагать, что он и является венгерским транспортом "Ungvar". Во время войны суда старались идти как можно ближе к берегу, чтобы в случае повреждения выброситься на мель. Была и еще одна причина: в вечернее время советские подводные лодки, находящиеся мористее, могли не заметить судно на фоне берега. Есть версия, что груз боеприпасов на "Унгваре" сдетонировал, так что его корпус может быть основательно разрушен.


- теплоход "Анкара"
23 августа 1943 г. подводная лодка М-36 под командованием капитан-лейтенанта В. Н. Комарова торпедировала в четырех милях мористее мыса Бурнас судно противника. В некоторых справочниках потопленным судном назван теплоход "Анкара" (4768 брт), в действительности погибший на мине еще 18.01.1943 г. Согласно немецким данным, был атакован конвой в составе плавбазы "Uta", судов "Meus", "Enderau", "Baikal" и буксира "Ancara". Конвой следовал в охранении румынских канонерских лодок "Capitan Dumitrescu" и "Sublo-cotenent Ghigulescu". Буксир "Ancara" получил попадание торпедой и мгновенно затонул. Есть сведения, что в данном случае "Ancara" - это бывший советский буксир (112 брт), в августе 1941 г. захваченный немцами в Николаеве или Херсоне. В отчете о водолазных работах на затопленных объектах в районе Одессы есть упоминание о шаланде (а не буксире) <анкара>, потопленной в 1943 г. и обследованной 17 мая 1954 г. водолазами. Указаны координаты - 45°45'0"Е 30°12'30"N. По всей вероятности, они были записаны неверно. В действительности затопленное судно находится в 6 км севернее этой точки. Фактические координаты - 45°48.474'Е 30°13.010'N. В 2002 г. судно обследовалось любительским клубом "Нептун-Про" (Тольятти) совместно с одесскими клубами "Посейдон" и "Наварекс". На глубине 14 метров вверх килем лежит судно (максимальное возвышение над грунтом - 8 метров), являющееся по сути грунтоотвозной самоходной шаландой длиной около 50 метров. В днище 8 прямоугольных отверстий, с открытыми люками. Видна пробоина в носу судна диаметром 6 метров, вероятно, от попадания торпеды с М-36. В трюмах груза нет. Для идентификации судна с его главного двигателя был снят прибор с надписью: "Kiee. Завод точных приборов". В конце 30-х годов в г. Киеве со стапелей завода "Ленинская Кузница" сошли несколько грунтоотвозных шаланд типа "ШМ-4". По всей вероятности, "Ангара" является одним из судов этой серии.

- "Theodorich"
Бывшее советское судно Черноморского государственного морского пароходства, затопленное 18.08.1941 г. в Херсоне по приказу советского командования в связи с возможностью захвата немцами. По одной версии, это <херсон> постройки 1912 г., 3409 брт, по другой - <волочаевка> (<волочаевск>), 3208 брт. Пароход был поднят немецкими спасателями и получил название "Theodorich". После длительного ремонта в составе конвоя 12 ноября 1943 г. он вышел в свой первый рейс под германским флагом. Так как время поджимало, мачты не были установлены и лежали на палубе. Конвой, находясь на траверзе Будакского лимана, подвергся атаке советской подводной лодки М-111 под командованием капитан-лейтенанта Я. К. Иосселиани. получил попадание торпеды в корму, между трюмами № 4 и № 5. Погибло 6 человек. Корабли охранения сняли 60 человек, из них 4 тяжелораненых. Так как глубины здесь небольшие, корма транспорта встала на грунт, а нос возвышался над водой. Немцы предприняли попытку спасти гибнущее судно. Был выслан спасательный отряд в составе буксиров , , и лихтера в охранении БДБ F-448 и сторожевого катера G-3041. Спасти транспорт не удалось. Спасатели сняли 20-мм зенитные автоматы, затворы от 37-мм и 75-мм орудий. лежит практически на ровном киле на глубине 14 метров. Максимальное возвышение над грунтом 8 метров (нос). Корпус замыт в песок на 4-5 метров. На палубе лежат огромные бочки диаметром 6 метров, длинной 8-10 метров, вероятнее всего, из-под топлива. Мачты уложены вдоль бортов. В одной из кают обнаружены останки человека. 20 мм снаряды с Теодориха. В надстройке находится склад с 20-мм зенитными снарядами и ящики с радиоэлектронным оборудованием. Фактические координаты 45'51.900'Е 30'18.260'N.

- "Salzburg" (Зальцбург)
Немецкое судно постройки 1921 г. Вместимость: 1742 брт (водоизмещение; 2257 т). 1 октября 1942 г. следовало в составе конвоя, совместно с болгарским транспортом "Zar Ferdinand" в охранении румынских канонерских лодок "Локотенент коммандор Стихи Эуген" (Locotenent Commandor Stihi Eugen) и "Сублокотенент Гикулеску Константин" (Sub-locotenent Ghigulescu Konstantin) из Одессы в Сулину. С воздуха конвой сопровождал гидросамолет Cant-501z (в некоторых источниках упоминается Arado-196). На борту "Зальцбурга" находились 2300 советских военнопленных и 810 тонн угля. В 14:07 судно было торпедировано советской подводной лодкой М-118 под командованием капитан-лейтенанта С. С. Савина. По архивным данным, погибло 6 немецких охранников и не менее 2080 советских военнопленных. Спаслось 16 немцев, 47 румын и 132 пленных. Части военнопленных удалось вплавь добраться до берега. История с <зальцбургом> достаточно загадочная. До сих пор на местах захоронения советских военнопленных, трупы которых вынесло на берег, не установлены памятники. Местные жители, свидетели тех драматических событий, в один голос утверждают, что на погибших были румынские шинели, а в карманах иногда находили румынские паспорта. Большая часть погибших захоронена во рву, на старом кладбище в районе с. Николаевка Судно в послевоенное время неоднократно обследовалось как профессионалами, так и любительскими клубами. Глубина на месте гибели 13 метров. Возвышение судна над грунтом 8 метров. Транспорт достаточно сильно разрушен. Практически полностью отсутствует надстройка. Кое-где сохранились ящики с 37-мм зенитными снарядами. Фактические координаты 45'53.360'E30°19.360'N.

-советская подводная лодка X серии (Щ-208 или Щ-212).
Заложена 18.11.1934 г. в Николаеве на заводе №200 (имени 61 коммунара), заводской №1036. 29.12.1936 г. спущена на воду, 15.12.1938 г. вошла в состав Черноморского флота. Подводная лодка Щ-208 под командованием капитан-лейтенанта Николая Михайловича Беланова 23 августа 1942 г. вышла в боевой поход в район Констанца - Портницкое гирло, на связь не выходила и в базу не возвратилась. Предположительно, она подорвалась на мине и погибла, ни разу не выйдя а атаку. Щ-212 под командованием капитан-лейтенанта Григория Ароновича Кукуя, согласно официальной версии, потоплена 19 декабря 1942 г. авиацией противника к северу от м. Синоп при возвращении в базу после боевого похода. Подтверждения со стороны противника нет, а версия базируется только на данных радиоперехвата, очевидно, неверно истолкованного. В 1974 году, при проведении гидрографических работ, недалеко от острова Змеиный, была найдена подводная лодка. Первыми она была обследована клубом аквалангистов "Садко" из Николаева. До этого она числилась как каменная гряда. На подлодку погружались как профессионалы, так и аквалангисты-любители. Была выдвинута версия, что это Щ-208, С подлодки сняли орудие, пытаясь по его номеру опознать "владельца". Но из-за коррозии сделалать это оказалось невозможным. Судя по повреждениям, можно установить, что лодка подорвалась на крупной якорной мине. Румыны, 29.10.1942 г. выставили в этом районе минное заграждение 3-44, состоящее из якорных мин ЕМС (вес взрывчатого вещества 275 кг). Этот факт уже опровергает версию о том, что данная субмарина - Щ-208 (к моменту постановки этого минного заграждения она уже должна была вернуться на базу). Поэтому найденный остов подводной лодки скорее всего - Щ-212. Носовая часть лежит на небольшом удалении. Рубка повреждена, вероятно, взрывом. Все люки открыты. На месте отрыва носовой части образовалась дыра диаметром в ширину лодки, но заплыть туда из-за покореженных трубопроводов и кабелей не представляется возможным. Глубина 32 метра. Возвышение над грунтом 6 метров.

- Эскадренный миноносец "Лейтенант Зацаренный"
Водоизмещение: 648 т. Размеры: длина - 74,14 м, ширина 8,3 м, осадка 3,05 м. Скорость хода максимальная: 24 узла. Дальность плавания: 1700 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 котла, 2 винта, 7310 л.с. Вооружение: 1 120 и 5х1 75 мм орудий, 4х1 7,62-мм пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения; с 1909 года: 2х1 120 и 4х1 75 мм орудий, 2х1 7,62-мм пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения; с 1914 года: 2х1 120 мм орудия, 2 47-мм зенитки, 2х1 7,62-мм пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 50 мин заграждения. Экипаж: 94 человека. Заказан в рамках судостроительной программы на 1903-1923 гг. Первоначально предполагалось построить 4 эсминца и таким образом, довести общее число "стандартных" 350 тонных миноносцев-истребителей на Черном море до 20. Однако опыт боевого использования миноносцев в русско-японской войне вынудил Морской Технический комитет уже в 1904 году перейти к типу минных крейсеров в 570 тонн, и на совещании в Морском ведомстве 21 ноября 1904 года было принято решение для Черноморского флота строить именно такие корабли. Проект разработан специалистами завода "Наваль", которые руководствовались спецификацией и чертежами минного крейсера типа "Всадник". В отличии от прототипа эсминец имел увеличенные размеры корпуса, большие запасы топлива и соответственно - большую дальность плавания. Также были установленные более совершенные (по мнению Морского Технического комитета) котлы системы Норманда. 29 марта 1906 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 16 сентября 1906 года заложен на судоверфи завода "Наваль" Общества Николаевских заводов и верфей в Николаеве, спущен на воду 29 октября 1907 года, вступил в строй 16 октября 1909 года. До 10 октября 1907 года классифицировался как минный крейсер. Входил в состав 2-го дивизиона минной бригады Черноморского флота. Прошел капитальные ремонт корпуса и механизмов в 1915 году. В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, нес блокадную службу у берегов Турции, обстреливал береговые укрепления и портовые сооружения, прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота, высаживал разведывательно-диверсионные группы и конвоировал транспорты с войсками Кавказского фронта. С 5 февраля по 18 апреля 1916 года участвовал в Трапезундской наступательной операции. 23 июня 1917 г. германо-турецкий легкий крейсер "Бреслау" выставил 80 мин в районе перед устьем Дуная, а затем уничтожил радиостанцию и наблюдательный пост на острове Фидониси (Змеиный). 30 июня 1917 г. из Одессы вышел эскадренный миноносец "Лейтенант Зацаренный" с заданием доставить на Фидониси команду и средства для восстановления поста и радиостанции. При подходе к острову, находясь в 2,5 милях на SO от маяка, эсминец подорвался на германской мине (масса заряда 114,66 кг). После взрыва его носовая часть (включая первую трубу и, вероятно, носовую кочегарку), мгновенно затонула. Находившиеся поблизости тральщики помогли спасению команды и даже отбуксировали к острову Фидониси державшуюся на плаву кормовую часть эсминца, которая затонула через час в 2,5 кабельтовых от острова. Погибло 37 человек, в том числе 3 офицера.
Фрагмент корабля в достаточно хорошем состоянии. Сохранилось 120-мм орудие


- "1907"
На глубине 27 метров, окутанный большим количеством сетей, лежит неопознанное судно, длиной более 100 метров. На навигационных картах оно имеет условное название "1907". По характеру разрушений корпуса можно предположить что это танкер. В кормовой части сохранилась рубка с большим штурвалом.

- Эскадренный миноносец "Фрунзе"
До 5.02.1925 г. - <быстрый>. Заложен 29.10.1913 г. Перезаложен в начале 1914 г. Спущен на воду 7.06.1914 г. Вступил в строй 1.05.1915 г. 29.12.1917 г. вошел в состав Красного Черноморского флота. Водоизмещение нормальное: 1460 т Длина: 98 м Ширина: 9,3 м Осадка: 3,2м Главная энергетическая установка Паротурбинная, двухзальная, мощностью 25500 л.с. Скорость: 30 уз Вооружение: 4 102-мм, 76-мм орудия системы Лендера и 45-мм орудия, 5x2 торпедных аппарата, 40 мин. 21 сентября 1941 г. командующий эскадрой Черноморского флота контр-адмирал Л, А. Владимирский на борту эскадренного миноносца <фрунзе> (из-за ранения командира корабля капитан-лейтенанта П. А. Боб-ровникова корабль вел капитан 3 ранга В. Н. Ерошенко) вышел из Севастополя для проведения десантной операции в районе Григорьевки, При подходе к Тендровской косе с эскадренного миноносца заметили атакованную авиацией противника и терпящую бедствие канонерскую лодку <красная армения="">. С разрешения командующего эскадрой эсминец пошел к ней для оказания помощи. По самолетам был открыт огонь шрапнелью. С эсминца спустили шлюпку для спасения плававшего в воде личного состава кан-лодки, В это время "Фрунзе" сам был атакован 9 пикирующими бомбардировщиками противника ju-87. Оставив на воде в районе бедствия шлюпку, Ерошенко приказал увеличить ход до 23 узлов и стал отводить корабль мористее, чтобы иметь возможность маневра. Но примерно в 14 ч. 00 м. у борта в районе полубака взорвалась бомба. Взрывной волной и осколками была разрушена передняя часть ходового мостика. В это время еще одна бомба попала в корабль в районе 102-мм орудия П4. Эсминец осел кормой в воду. Вышли из строя правая машина, машинный телеграф, заклинило рулевое управление, <фрунзе> стал описывать циркуляцию вправо. Началось поступление воды в носовые и кормовые помещения и медленное увеличение дифферента на корму и крена на левый борт. Вода покрыла примерно 1/5 палубы. Поврежденная поперечная переборка в районе 4-го кубрика была подкреплена И распространение воды по кораблю приостановлено. Через 30 минут была введена в действие правая машина и рулевое управление. Примерно через час после окончания первой атаки авиации началась вторая, в которой участвовали 9 самолетов. Ко времени начала атаки полностью закончился боезапас к 45-мм орудиям, а орудия Лендера не действовали из-за повреждений. После попадания бомбы в полубак и возникновения пожара Владимирский приказал затопить 1-й артпогреб. Вода хлынула внутрь корабля. Крен достиг 45'. Запас плавучести еще более уменьшился, эсминец погружался в воду. Считая положение корабля безнадежным, командир приказал личному составу покинуть нижние посты, а раненых перенести на ростры. Спасая личный состав, Ерошенко в 15 ч. 07 м. выбросил корабль носовой оконечностью на отмель в 90 кабельтовых от Тендровского маяка в точке 46'10'25"N 31'29'08"Е (по данным приказа командующего ЧФ П00267 от 11.10.1941 г. - 46"13'02"N З1*36'06"Е; по данным АСС ЧФ - 46'13'01"N З1*36'05"Е).

- "Чесма" - бывший броненосный корабль, затем - эскадренный броненосец. Заложен в 1883 г. Спущен на воду в 1886 г. Вступил в строй в 1889 г. Водоизмещение: 11050 т Длина: 103,5 м Ширина: 21 м Осадка: 8,5 м Скорость: 15-16 уз Вооружение: 6 305-мм, 7 152-мм, 8 47-мм и 4 37-мм орудия, 7 381-мм торпедных аппаратов. Толщина брони: борт 203-406 мм, палуба 57 мм, рубка 229 мм. Экипаж: 607 человек. В 1907 г. корабль был разоружен, став <исключенным судном="" п4="">. В 1912 г. посажен на грунт в районе Тендры и превращен в мишень для артиллерийских стрельб. Во всех справочниках указано, что корабль в середине 1920-х гг. был разобран на металл. В 1970-х гг. остатки броненосца были обследованы аквалангистами николаевского клуба "Садко", Корпус частично сохранился, только кормовая часть замыта в песок. Рядом с корпусом расположены две дымовые трубы с фрагментом надстройки. Практически бывший эскадренный броненосец уже тогда представлял собой груду проржавевшего металлолома, искореженного артиллерийскими снарядами. Сейчас, возможно, он выглядит еще более разрушенным. Координаты 46'18.446'М 31'35.933'Е. Глубина около 9 метров. Возвышение над грунтом 6 метров.

- Речной монитор "Ударный". Заложен 21.11.1930 г. Спущен на воду 17.05.1932 г. Вступил в строй 1.06.1934 г. Водоизмещение: 252,5 т Длина: 55,4 м Ширина: 11,0м Осадка: 0,6 м Мощность двигателей: 400 л.с. Скорость: 9/7,5 уз. Вооружение: 2 130-мм и 2 45-мм орудия, 4 7,62-мм пулемета. Экипаж: 74 человека. 19 сентября 1941 г. мониторы Дунайской военной флотилии <железняков> и <ударный> (командир капи- тан-лейтенант М. Д. Прохоров), прикрывая отход наших войск за Днепр, обстреливали расположение войск противника в районе Ивановки. Подверглись атаке ави- ации противника. Зная, что средства ПВО на <ударном> сконцентрированы в основном в корме, самолеты захо- дили с носовых углов и сбросили на корабль 13 бомб. От прямого попадания одной из них вышла из строя правая машина. Во время налета на <ударном> закон- чился зенитный боезапас и противнику удалось достичь еще 11 прямых попаданий в корабль. Произошла дето- нация артиллерийских погребов главного калибра и мо- нитор затонул. Погибли 56 человек, В 1963 Г. корабль был обнаружен аквалангистами первой украинской подводной экспедиции по поиску затонувших кораблей. Осмотревшие впоследствии за- тонувший корабль аквалангисты николаевского спор- тивного клуба <садко> в своем отчете отмечали, что <ударный> стоит на дне на ровном киле, погруженный в грунт по ватерлинию. Башни орудий главного калибра разрушены. Ствол одного из орудий взрывом вырван из башни и лежит на грунте вдоль борта. Спаренная 45-мм зенитная установка сорвана с фундамента и лежит на палубе.' Впоследствии эта башня была поднята и уста- новлена в г, Николаеве перед Музеем судостроения и флота. В 1983 г. с монитора подняли также 130-мм орудие главного калибра. Ранее поднятые кормовой герб, звезды и счетверенная зенитная пулеметная установка были переданы в Одесский историко-краеведческий музей. Возможные координаты гибели - 46'25'37"N З1*54'05"Е. Глубина около 4 метров. Возвышение над грунтом 3 метра.

- Самолет Jи-52. Принадлежал германским ВВС. Скорость: 275 км/ч Дальность полета: 990 км Высота максимальная: 5900 м Бомбовая нагрузка: 500 кг Вооружение: 1 7,92-мм пулемет, 1 15-мм пулемет. Юнкерс-52О обнаружен аквалангистами николаевского клуба <садко>. Сохранились оба крыла самолета. Левое крыло с двигателем. Сохранился также капот с приборной доской, Было еще кресло пилота, но потом благодаря любителям "сувениров" исчезло в неизвестном направлении. Фюзеляж фактически не сохранился. Отдельно валяется хвостовая часть длиной 1,5 м. Место, где был фюзеляж, заполнено обломками. Среди обломков попадаются 200-литровые бочки. По-видимому, бензин, который перевозил самолет, при падении взорвался или самолет горел, что и привело к разрушению фюзеляжа. Останков экипажа не обнаружено. Координаты 46'21.632 N З1*37.542'Е. Глубина около 12 метров, возвышение 1,5 метра. По воспоминаниям ветеранов Великой Отечественной войны, воевавших в составе 96-й отдельной эскадрильи, <юнкерс> сбили 2 ноября 1941 г. два советских истребителя И-153. Экипаж данного ju-52 состоял из 4 человек. Все летчики числятся погибшими. Клуб <садко> установил бортовой номер самолета и имена экипажа.
Фотоотчет (подводный)
Надводная флора и фауна
Надводные достопримечательности
Надводные достопримечательности
Оперный театр, просто город Одесса со всеми вытекающими
Фотоотчет (надводный)
Погода
Варианты размещения на ночь
Сервисы на месте
Полноценный дайв центр
Охраняемая стоянка
Охраняемая стоянка
Плавсредства для заброски
Баня/сауна
Автор описания
Ссылки на другие отчеты/описания
Дайвклуб "Посейдоен"
Отзывы о данном месте других людей, комментарии к описанию


Атлас дайвера > Украина
Если у вас появились мысли по поводу - высказывайтсь!

Это может быть интересно общественности и полезно нам!
info at niralka.ru
Главная  Атлас дайвера  Магазин БУ снаряжения  Статьи  Общение 
Дайвинг в Санкт–Петербурге       Ваш подводный видеосвет для съемок самых запоминающихся моментов
Разработка веб-сайта - NaliSoft © 2006